Максим Исповедник как эпистолограф: жанровый этикет в письмах византийского богослова VII в.

Dmitrii Aleksandrovich Chernoglazov

Аннотация


Эпистолярное собрание Максима Исповедника (580–662) еще не становилось предметом филологического анализа. Задача настоящей статьи – проанализировать письма Максима как образцы эпистолярной прозы и выяснить, в какой мере автор следует нормам жанрового этикета, разработанным в ранневизантийскую эпоху. Внимание концентрируется на трех этикетных мотивах, связанных с темой дружбы: иллюзия присутствия друга; единство душ; упрек в отсутствии писем. Демонстрируется, что Максим осведомлен об этикетных нормах письма, и в его посланиях можно обнаружить ряд мотивов и формул, восходящих к ранневизантийской традиции, но при этом эпистолограф переосмысляет уже сложившиеся общие места эпистолярного этикета и расставляет акценты по-новому, иногда даже вступая в спор с предшествующей традицией. Кроме того, в письмах Максима фиксируются мотивы и клише, которые соотносятся не с ранневизантийской традицией, а с письмами последующих авторов – Михаила Пселла, Феодора Продрома и др. Высказывается гипотеза, что письма Максима повлияли на последующих авторов и, таким образом, послужили звеном между ранне- и средневизантийской эпистолографией.


Ключевые слова


Максим Исповедник; Иоанн Златоуст; Синесий Киренский; Михаил Пселл; Михаил Италик; византийская литература; византийская эпистолография; эпистолярный этикет

Полный текст:

PDF

Литература


Allen, P., & Neil, B. (Eds.). (2002). Maximus the Confessor and His Companions: Documents from Exile. Oxford: Oxford University Press.

Azéma, Y. (Ed.). (1955). Théodoret de Cyr. Correspondance I. Paris: Éditions du Cerf.

Booth, Ph. (2017). Maximos the Confessor. In A. Kaldellis, & N. Siniossoglou (Eds.), The Cambridge Intellectual History of Byzantium (pp. 414–430). Cambridge: Cambridge University Press.

Boulenger F. (Ed.). (1908). Grégoire de Nazianze. Discours funèbres en l’honneur de son frère Césaire et de Basile de Césarée. Paris: Picard.

Burnet J. (Ed.). (1901). Platonis opera (Vol. 2). Oxford: Clarendon Press.

Canart, R. (1964). La “Deuxième lettre à Thomas” de Saint Maxime le Confesseur. Byzantion, 34, 415–445.

Chernoglazov, D. A. (2010). Laus epistulae acceptae: ob evoliutsii vizantiiskogo epistoliarnogo komplimenta [Laus epistulae acceptae: Some Notes on the Evolution of the Byzantine Epistolary Compliment]. Vizantiiskii vremennik, 69, 174–186.

Chernoglazov, D. A. (2021). Illiuziia prisutstviia druga? Zamechaniia ob odnom etiketnom motive v pis’makh Maksima Ispovednika [The Illusion of Friend’s Presence? Notes on a Traditional Motif in the Letters of Maximos the Confessor]. In O. N. Nogovitsin (Ed.), Vizantiia, Evropa, Rossiia: sotsial’nye praktiki i vzaimosviaz’ dukhovnykh traditsii [Byzantium, Europe, Russia: Social Practices and the Relationship of Spiritual Traditions] (pp. 398–408). St Petersburg: Izdatel’stvo RKhGA.

Chernoglazov, D. A., Shufrin A. M. (Trans.), & Benevich G. I. (Ed.). (2020). Prep. Maksim Ispovednik Ambigvy. Trudnosti k Fome (Ambigua ad Thomam), Trudnosti k Ioannu (Ambigua ad Iohannem) [St. Maximos the Confessor. Ambigua ad Thomam. Ambigua ad Iohannem]. Moscow: Eksmo.

Constas, N. (Ed.). (2014). Maximos the Confessor. On Difficulties in the Church Fathers: The Ambigua (Vols. 1–2). Cambridge, Mass.: Harvard University Press.

Courtonne, Y. (Ed.). (1957–1966). Saint Basile. Lettres (Vol. 1–3). Paris: Les Belles Lettres.

Darrouzès, J. (Ed.). (1960). Épistoliers byzantins du Xe siècle (pp. 99–115, 130–163). Paris: Institut Français d’ Études Byzantines.

Fatouros, G. (Ed.). (1992). Theodori Studitae Epistulae (Vols. 1–2). Berlin: De Gruyter.

Foerster, R. (Ed.). (1921–1922). Libanii opera (Vols. 10–11). Leipzig: Teubner.

Gallay, P. (Ed.). (1964–1967). Saint Grégoire de Nazianze. Lettres (Vols. 1–2). Paris: Les Belles Lettres.

Garzya, A. (Ed.). (2000). Synésios de Cyrène, Correspondance. Paris: Les Belles Lettres.

Garzya, A., & Loenertz, R.-J. (Eds.). (1963). Procopii Gazaei epistolae et declamationes. Ettal: Buch-­Kunstverlag.

Gautier, P. (Ed.). (1972). Michel Italikos. Lettres et Discours. Paris: Institut Français d’Études Byzantines.

Henry, P., & Schwyzer, H.-R. (Eds). (1964–1982). Plotini Opera (Vols. 1–3). Oxford: Clarendon Press.

Hunger, H. (1978). Die hochsprachliche profane Literatur der Byzantiner. München: Beck.

Karlsson, G. (1962). Idéologie et cérémonial dans lʾépistolographie byzantine. Uppsala: Almquist & Wiksells.

Kolovou, F. (Ed.). (2001). Michaelis Choniatae epistulae. Berlin; New York: De Gruyter.

Koskenniemi, H. (1956). Studien zur Idee und Phraseologie des griechischen Briefes bis 400 n. Chr. Helsinki: Akateeminen Kirjakauppa.

Larchet, J.-C. (Ed.). (1998). Saint Maxime le Confesseur. Lettres. Paris: Les éditions du Cerf.

Louth, A. (1996). Maximus the Confessor. London: Routledge.

Migne, J.-P. (Ed.). (1862). Joannes Chrysostomus. Epistulae. In J.-P. Migne (Ed.), Patrologiae cursus completus (series graeca) (Vol. 52, col. 623–748). Paris: Migne.

Migne, J.-P. (Ed.). (1863). Gregorii Nysseni de hominis opificio. In J.-P. Migne (Ed.), Patrologiae cursus completus (series graeca) (Vol. 44, col. 123–156). Paris: Migne.

Migne, J.-P. (Ed.). (1865a). Maximus Confessor. Epistulae. In J.-P. Migne (Ed.), Patrologiae cursus completus (series graeca) (Vol. 91, col. 364–649). Paris: Migne.

Migne, J.-P. (Ed.). (1865b). Maximus Confessor. Opuscula theologica et polemica. In J.-P. Migne (Ed.), Patrologiae cursus completus (series graeca) (Vol. 91, col. 9–285). Paris: Migne.

Nachinkin, E. (Trans.), Larchet, J.-C. (Pref.), & Benevich, G. I. (Ed.). (2015). Prep. Maksim Ispovednik. Pis’ma [St. Maximos the Confessor. Letters]. St Petersburg: Izdatel’stvo Olega Abyshko.

Papaioannou, S. (Ed.). (2019). Michael Psellus, Epistulae (Vols. 1–2). Berlin; Boston: De Gruyter.

Riehle, A. (Ed.). (2020). A Companion to Byzantine Epistolography. Leiden; Boston: Brill.

Schenkl, H. (Ed.). (1916). Epicteti dissertationes ab Arriano digestae. Leipzig: Teubner.

Thraede, K. (1970). Grundzüge griechisch-­römischer Brieftopik. München: Beck.

Thunberg, L. (1985). Man and Cosmos: The Vision of St Maximus the Confessor. Crestwood; New York: St. Vladimir’s Seminary Press.




DOI: https://doi.org/10.15826/adsv.2022.50.013

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


© (website) Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина

E-mail: adsv-press@yandex.ru