«Отвратительная еда, плохой хлеб и безмерное пьянство»: трапезы турок, монголов и латинян глазами поздневизантийских авторов

Irina Sergeevna Okhlupina

Аннотация


Статья посвящена анализу сообщений поздневизантийских авторов о пищевых традициях и предпочтениях турок, монголов и латинян по материалам сочинений Мануила II Палеолога, Георгия Пахимера, Константина Стильба, Дмитрия Кидониса. Целью исследования является рассмотрение этнографических зарисовок как способа пищевой идентификации представителей данных народов, одного из маркеров «инаковости» «чужих» в текстах византийский авторов. При работе с византийскими полемическими, историографическими и эпистолографическими сочинениями византийских интеллектуалов учитывались жанровая специфика произведений, ориентация авторов на использование традиционных риторических моделей, стремление подражать языку и стилю древнегреческих и римских авторов, а также использование аллюзий на тексты Священного Писания. В работе рассматриваются примеры неоднозначного отношения византийских авторов к совместным трапезам с турками. Показано, что оценочные суждения одного и того же автора, касающиеся совместного принятия пищи с турками, могли кардинально отличаться. На оценки автора в конкретном случае могли оказать влияние как личное отношение к участникам трапезы, так и сиюминутное настроение, самоощущение, а также его вкусовые предпочтения. Различия в пищевых пристрастиях монголов, турок, латинян, упомянутые в сочинениях поздневизантийских авторов, нередко использовались для описания представителей иной культуры в негативном свете и имели мало общего с историческими реалиями, поскольку являлись своеобразной инверсией византийских представлений о нормальной, «культурной» еде, которую должно употреблять в пищу. Установлено, что эти описания нередко воспроизводили стереотипы относительно особенностей питания «варваров», а также кочевых народов, бытовавшие в обществе и письменной традиции
со времен Античности.


Ключевые слова


Византия; поздневизантийский период; трапеза; пищевые привычки; турки; монголы; латиняне; самоидентификация; варварство; традиции питания; маркеры «инаковости»; «свои» и «чужие»; пищевые табу

Полный текст:

PDF

Литература


Aksenov, S. V., & Yurchenko, A. G. (Eds.). (2002). Khristianskii mir i “Velikaia mongol’skaia imperiia”. Materialy frantsiskanskoi missii 1245 goda [The Christian World and the “Great Mongol Empire”. Materials of the Franciscan Mission of 1245]. St Petersburg: Evraziia.

Bayri, B. K. (2020). Warriors, Martyrs and Dervishes. Moving Frontiers, Shifting Identities in the Land of Rome (13th–15th Centuries). Leiden; Boston: Brill.

Bekker, I. (Ed.). (1855). Nicephori Gregorae Byzantina historia (Vol. 3). Bonn: E. Weber.

Caseau, B. (2020). Dogs, Vultures, Horses and Black Pudding. Unclean Meats in the Eyes of the Byzantines. In S. Y. Waksman (Ed.), Multidisciplinary Approaches to Food and Foodways in the Medieval Eastern Mediterranean (pp. 229–238). Lyon: MOM Éditions.

Çelik, S. (2007). The Emperor, the Sultan and the Scholar: the Portrayal of the Ottomans in the Dialogue with a Persian of Manuel II Paleologos. Byzantine and Modern Greek Studies, 41(2), 208–288.

Chekalova, A. A. (Trans.). (1993). Prokopii Kesariiskii. Voina s persami. Voina s vandalami. Tainaia istoriia [Procopius of Caesarea. The Persian War. The Vandal War. Secret History]. Moscow: Nauka.

Dalby, A. (2010). Tastes of Byzantium. The Cuisine of a Legendary Empire. London; New York: I. B. Tauris &Co Ltd.

Darrouzès, J. (1963). Le mémoire de Constantin Stilbès contre les Latins. Revue des études byzantines, 21, 50–100.

Dennis, G. T. (Ed.). (1977). The Letters o Manuel II Paleologos. Washington: Dumbarton Oaks Center for Byzantine Studies.

Dewing, H. B. (Ed.). (1882). Procopius. History of the Wars, in Six Volumes (Vol. 2). New York: G. P. Putnam’s sons.

Dursteler, E. R. (2017). Bad Bread and the “Outrageous Drunkenness of the Turks”: Food and the Identity in the Accounts of Early European Travelers to the Ottoman Empire. Journal of World History, 25(2/3), 143–160.

Faller, A. (Ed.). (1999). Georges Pachymérès. Relations historiques (Vol. 1: Livre I–III). Paris: Société d’édition: “Les Belles Lettres”.

Faller, A. (Ed.). (1999). Georges Pachymérès. Relations historiques (Vol. 2: Livre IV–VI). Paris: Société d’édition: “Les Belles Lettres”.

Karpov (Ed.). (1862). Georgii Pakhimer. Istoriia o Mikhaile i Andronike Paleologakh [George Pachymeres. The History about Michael and Andronikos Palaiologos]. St Petersburg: V tipografii departamenta udelov.

Koder, J. (2007). Stew and Salted Meat – Opulent Normality in the Diet of Every Day? In L. Brubaker, & K. Linardon (Eds.), Eat, Drink and to be Marry (Luke 12: 19) – Food and Wine in Byzantium. Papers of the 37th Annual Spring Symposium of Byzantine Studies. Bermingham, 29–31 March 2003 (pp. 59–72). Oxford: Ashgate Publishing Ltd.

Kolbaba, M. (2000). The Byzantine Lists: Errors of the Latins. Chicago: University of Illinois.

Loenertz, R.-J. (Ed.). (1960). Démétrius Cydonès. Correspondance (Vol. 2.). Città del Vaticano: Biblioteca apostolica Vaticana.

Necipoğlu, N. (2009). Byzantium between the Ottomans and the Latins. Cambridge; New York: Cambridge University Press.

Shliakhtin, R. (2016). From Huns into Persians. The Projected Identity of the Turks in the Byzantine Rhetoric of Eleventh and Twelfth Centuries (PhD Thesis). Central European University, Budapest.

Shukurov, R. M. (2017). Tiurki v vizantiiskom mire (1204–1461) [The Turks in the Byzantine World (1204–1461)]. Moscow: Moscow University Press.

Trapp, E. (Ed.). (1966). Manuel II Palaiologos. Dialoge mit einem “Perser”. Wien: Böhlau.

Yashunskii, R. V. (Trans.). (2016). Nikifor Grigora. Istoriia romeev [Nikephoros Gregoras “Romaion History”] (Vol. 3). St Petersburg: Izdatel’skii proekt “Kvadrivium”.




DOI: https://doi.org/10.15826/adsv.2022.50.018

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


© (website) Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина

E-mail: adsv-press@yandex.ru