Иоанн Никиуский и Прокопий Кесарийский о войнах Юстиниана I с персами на Южном Кавказе: структуры повествования и историографические традиции

Evgenii Aleksandrovich Mekhamadiev

Аннотация


В статье рассматриваются особенности повествовательной техники (нарративов) двух историков, относившихся к разным языковым и религиозным традициям, – Иоанна Никиуского, коптского епископа-монофизита из города Никиу (вторая половина VII в.), и прославленного византийского историка эпохи правления Юстиниана I (527–565) Прокопия Кесарийского. Автор сопоставляет сведения двух историков по одному и тому же сюжету – военной кампании Юстиниана в Лазике, небольшом царстве на западе современной Грузии, проведенной в 527–528 гг. Данное сопоставление позволяет выявить специфику методов каждого из историков. Главные вопросы, поставленные в статье: как Иоанн Никиуский и Прокопий Кесарийский рассказывали о войне в Лазике, в какой последовательности они поместили сюжеты и события, какой идеологической линии придерживались. Главный вывод состоит в том, что труд Иоанна Никиуского («Хроника») принадлежал к жанру церковной истории и в содержательном плане отражал ценности христианской идеологии. Вместе с тем Иоанн Никиуский хорошо знал труды Прокопия, но использовал их выборочно, отдавая предпочтение христианской историографии. Это хорошо видно как раз на примере сюжета с войной в Лазике, где Иоанн практически полностью следовал версии, изложенной не у Прокопия, а у другого христианского хрониста – Иоанна Малалы, тоже жившего во времена Юстиниана.


Ключевые слова


Иоанн Никиуский; Прокопий Кесарийский; Лазика; Юстиниан I; персы; христианская историография; риторический стиль; техника повествования

Полный текст:

PDF

Литература


Booth, Ph. (2011). Shades of Blues and Greens in the Chronicle of John of Nikiou. Byzantinische Zeitschrift, 104 (2), 555–601.

Börm, H. (2007). Prokop und die Perser. Untersuchungen zu den römisch- sasanidischen Kontakten in der ausgehenden Spätantike. Stuttgart: Franz Steiner.

Braund, D. (1994). Georgia in Antiquity. A History of Colchis and Transcaucasian Iberia 550 BC – AD 562. Oxford: Clarendon Press.

Brodka, D. (2016). Prokop von Kaisareia und seine Informanten: Ein Identifikationsversuch. Historia, 65(1), 108–124.

Carile, A. (1986). Giovanni di Nikius, cronista bizantino-copto del VII secolo. In Byzantium: tribute to Andreas N. Stratos (Vol. 2: Theology and Philology, pp. 353–398). Athens: Nia A. Stratos.

Carrié, J.-M. (2003). Jean de Nikiou et sa Chronique: une écriture “égyptienne” de l’histoire. In N. Grimal, & M. Baud (Eds.), Événement, récit, histoire officiele: L’écriture de l’histoire dans les monarchies antiques: Actes du Colloque du Collège de France 24–25 juin 2002 (pp. 155–172). Paris: Cybèle.

Charles, R. H. (Ed.). (1916). The Chronicle of John Bishop of Nikiu. London; Oxford: Williams and Norgate.

Colin, G. (1995). L’Égypte pharaonique dans la Chronique de Jean, évêque de Nikiou. Revue d’Égyptologie, 46, 43–54.

Colvin, I. (2013). Reporting Battles and Understanding Campaigns in Procopius and Agathias: Classicising Historians’ Use of Archived Documents as Sources. In A. Sarantis, & N. Christie (Eds.), War and Warfare in Late Antiquity (Vol. 2, pp. 571–598). Leiden: Brill.

Elagina, D. (2018). The Textual Tradition of the Chronicle of John of Nikiu: Towards the Critical Edition of the Ethiopic Version (PhD Dissertation). Universität Hamburg, Hamburg.

Emion, M. (2021). Les lettres dans la Guerre des Goths de Procope. Motif littéraire et réalités militaires. In Th. Deswarte, B. Dumézil, & L. Vissière (Eds.), Epistola 3. Lettres et conflits: Antiquité tardive et Moyen Âge (pp. 141–158). Madrid: Casa de Velázquez.

Fiaccadori, G. (2009). John of Nikiou. In D. Thomas, & B. Roggema (Eds.), Christian-Muslim Relations. A Bibliographical History (Vol. 1, pp. 209–218). Leiden; Boston: Brill.

Frantsouzoff, S. А. (2010). Khronika Ioanna Nikiuskogo: nekotorye osobennosti iazyka i soderzhania [Chronicle of John of Nikiu: Some Peculiarities of Its Languages and Contents]. Vestnik Pravoslavnogo Sviato-Tikhonovskogo gumanitarnogo universiteta. Seriia 3: Filologiia, 4(22), 77–86.

Greatrex, G. (2014). Perceptions of Procopius in Recent Scholarship. Histos, 8, 76–121.

Haury, J., & Wirth, G. (Ed.). (1962). Procopii Caesariensis opera omnia (Vol. 1: De bellis libri I–IV). Lipsiae: B. G. Teubner.

Howard-Johnston, J. (2010). Witnesses to a World Crisis. Historians and Histories of the Middle East in the Seventh Century. Oxford: Oxford University Press.

Hoyland, R. (1997). Seeing Islam as Others Saw It: A Survey and Evaluation of Christian, Jewish and Zoroastrian Writings on Early Islam. Princeton: The Darwin Press.

Murray, J. (2018). Procopius and Boethius. Christian Philosophy in the Persian Wars. In Chr. Lillington-Martin, & E. Turquois (Eds.), Procopius of Caesarea: Literary and Historical Interpretations (pp. 104–120). London; New York: Routledge.

Nicholson, O. (Ed.). (2019). The Oxford Dictionary of Late Antiquity (Vol. 2: J–Z). Oxford: Oxford University Press.

Nobbs, A. (2018). Digressions in Procopius. In G. Greatrex, & S. Janniard (Eds.), Le monde de Procope = The World of Procopius (pp. 163–171). Paris: de Boccard.

Rodinson, M. (1974). Notes sur le texte de Jean de Nikiou. In IV Congresso Internazionale di Studi Etiopici (Roma, 10–15 aprile 1972) (Vol. 2: Sezione Linguistica, pp. 127–137). Roma: Accademia Nazionale dei Lincei.

Saveleva, D. I. (2022). Egipetskii gorod Nikiu v efiopskom sinaksare [Egyptian City of Nikiu in the Ethiopian Synaxarion]. In O. Yu. Klimov (Ed.), Mnemon. Issledovaniia i publikatsii po istorii antichnogo mira [Mnemon. Investigations and Publications on the History of the Ancient World] (Vol. 22 (1–2), pp. 268–273). St Petersburg: St Petersburg State University Press.

Stickler, T. (2018). Prokop und die Vergangenheit des Reiches. In G. Greatrex, & S. Janniard (Eds.), Le monde de Procope = The World of Procopius (pp. 141–162). Paris: de Boccard.

Stickler, T. (2019). Die Transkaukasische Kriegsschauplatz bei Prokop. In U. Hartmann (Ed.), Iberien zwischen Rom und Iran: Beiträge zur Geschichte und Kultur Transkaukasiens in der Antike (pp. 153–177). Stuttgart: Franz Steiner.

Stickler, T. (2022). Procopius and Christian Historical Thought. In M. Meier, & Montinaro (Eds.), A Companion to Procopius of Caesarea (pp. 212–230). Leiden: Brill.

Thesz, J. M. (2016). Die christliche Paideia des Johannes Malalas. In M. Meier, Chr. Radtki, & F. Schulz (Eds.), Die Weltchronik des Johannes Malalas (Vol. 1: Autor – Werk – Überlieferung, pp. 27–44). Stuttgart: Franz Steiner.

Treadgold, W. (2007). The Early Byzantine Historians. Basingstoke; New York: Palgrave Macmillan.

Witakowski, W. (2006). Ethiopic Universal Chronography. In M. Wallraff (Ed.), Julius Africanus und die christliche Weltchronistik (pp. 285–301). Berlin; New York: De Gruyter.

Yirga, F.-S. (2020). The Chronicle of John of Nikiu: Historical Writing in Post- Roman Egypt (PhD Dissertation). Ohio State University, Columbus.

Zotenberg, H. (Ed.). (1883). Chronique de Jean, évêque de Nikiou. Paris: Imprimerie nationale.




DOI: https://doi.org/10.15826/adsv.2024.52.005

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


© (website) Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина

E-mail: adsv-press@yandex.ru