ISSN: 0320-4472 (Print)
ISSN: 2687-0398 (Online)
В гл. 93–98 «Памятных заметок» (1320-е гг.) Феодор Метохит допускает предположение, что основные социально-политические агенты общества – василевс, аристократия и народ – принадлежат к разным природам. Подобное воззрение, мельком высказываемое и Шекспиром в «Гамлете» (1599–1601), в богословском плане означает перенос в политическую философию положений возникшей в VI в. ереси тритеитов, с которой боролись Леонтий Византийский, Отцы Церкви и анонимные полемисты. В конце XIII в. ряд положений этой ереси воскрешает Иоанн XI Векк. Очевидно, Метохит воспроизводит те положения латинофильства, которые еще в последней трети XIII в. были близки его отцу Георгию Метохиту, осужденному в 1285 г. вместе с Иоанном Векком и Константином Мелитениотом на Соборе во Влахернах. В плане признания политической роли народа Метохит, конечно, считает энтелехией народа аристократию – сообразно с одним из положений неоплатонизма Феодора II Ласкаря (1254–1258), согласно которому, энтелехия и различие – два принципа, охватывающих все сущее. Рассматриваются отчасти сходные представления о роли народа и аристократии в структуре социума, высказанные в «Чужестранце» неаполитанским мыслителем Джулио Капаччо (1560–1634). Капаччо ближе Метохита подходит к идее народного представительства в органах власти, действующего на системной основе. Однако и он еще близок вышеприведенным положениям средневекового неоплатонизма. Поэтому, в отличие от Е. де Врис-ван дер Вельден, мы считаем, что политические воззрения Метохита надо сравнивать не с Ш. Монтескье, а с представителями ренессансно-раннебарочного мира XIV–XVII вв. С другой стороны, мысль о необходимости поддержания в социуме гармонии, подобной музыкальной, высказывалась еще в конфуцианском трактате «Записи о музыке» в I в. до н. э. Таким образом, эта мысль выходит за рамки индоевропейской цивилизационной общности.
Agapitos, P., & Angelov, D. (2018). Six Essays by Theodore II Laskaris in Vindobonensis Phil. Gr. 321: Edition, Translation, Analysis. Jahrbuch der Österreichischen Byzantinistik, 68, 39–75.
Beck, H.-G. (1952). Theodoros Metochites. Die Krise des byzantinischen Weltbildes im 14. Jahrhundert. München: C. H. Beck.
Bekker, I. (Ed.). (1831). Aristotelis De anima. In I. Bekker (Ed.). Aristotelis Opera (Vol. 1, pp. 402–435). Berolini: Apud Georgium Reimerum.
Burnet, I. (Ed.). (1899). Plato. Polyticus. In I. Burnet (Ed.), Platonis Opera (t. 1, pp. 257–311). Oxonii: E typographeo Clarendoniano; Londini et Novi Eboraci: Apud Henricum Frowde.
Burnet, I. (Ed.). (1907). Plato. Protagoras. In I. Burnet (Ed.), Platonis Opera. (t. 3, pp. 309–362). Oxonii: E typographeo Clarendoniano; Londini et Novi Eboraci: Apud Henricum Frowde.
Buzina, T. V. (2011). Samoobozhenie v evropeiskoi kul’ture [The Deification of Self in European Culture]. St Petersburg: Dmitrii Bulanin.
Capaccio, G. C. (1634). Forastiero. Dialoghi di Giulio Cesare Capaccio, accademiсo otioso… Napoli: Per Domenico Roncagliolo.
Castelli, T. (Ed.). (2024). Lubrano Giacomo. IX. Il Baco da seta. In T. Castelli (Ed.), Lirici marinisti. Poesie. Edizione ampliata e aggiornata. Napoli: [s. n.]. URL: ttps://www.academia.edu/106227279/Tommaso_Castelli_Lirici_marinisti_ Ampliata_e_aggiornata_2024_ (date of access: 12.01.2024).
Cresci, L. R. (1997). Note critiche sul saggio 67 degli Hypomnematismoi di Teodoro Metochita. Orpheus. Rivista di umanità classica e cristiana, 18(2), 420–434.
Daley, B. E. (Ed.). (2017). Leontius Byzantinus. Contra Nestorianos et Eutychianos. In B. E. Daley (Ed.), Leontius of Byzantium. Complete Works (pp. 116–265). Oxford: Oxford University Press.
Demidova, M. (2020). “Iconologiia” Cesare Ripy: atlas pamiati i manifest idealista [Cesare Ripa’s Iconology as an Atlas of Memory and as a Manifesto of an Idealist]. Iskusstvoznanie, 3, 82–121.
De Vries-van der Velden, E. (1987). Théodore Métochite. Une réévalution. Amsterdam: J. C. Gieben.
Gigante, M. (1967). Il ciclo delle poesie inedite di Teodoro Metochites a se stesso o sull’ instabilità della vita. In P. Wirth (Ed.), Polychordia. Festschrift Franz Dölger zum 75. Geburtstag (pp. 204–224). Amsterdam: Adolf M. Hackert.
Goryanov, B. T. (1947). Pervaia gomiliia Grigoriia Palamy, kak istochnik po istorii vosstaniia zilotov [St. Gregory Palamas’ First Homily as a Source on the Zealot Uprising]. Vizantiiskii vremennik, 1(26), 261–266.
Grégoire, H. (1936). Un nouveau fragment du “Scriptor incertus de Leone Armenio”. Byzantion, 11, 417–427.
Guinterij, I. (Ed.). (1567). Pauli Aeginetae Medici Opera. Lugduni: Apud Guliel. Rovillium, sub scuto veneto.
Hinterberger, M. (2001). Studien zu Theodoros Metochites. Gedicht I – Des Meeres und des Lebens Wellen – Die Angst vor dem Neid – Die autobiographischen Texte – Sprache. Jahrbuch der Österreichischen Byzantinistik, 51, 285–319.
Hunger, H., & Ševčenko, I. (Eds.). (1986). Des Nikephoros Blemmydes Basilikos Andrias und dessen Metaphrase von Georgios Galesiotes und Georgios Oinaiotes. Ein weiterer Beitrag zum Verständnis der byzantinischen Schrift-Koine. Wien: Verlag der Österreichischen Akademie der Wissenschaften.
Kantorowicz, E. H. (2014). Dva tela korolia. Issledovanie po srednevekovoi politicheskoi teologii [King’s Two Bodies. A Study in Medieval Political Theology] (M. A. Boitsov, & A. Yu. Seregina, Trans.). Мoscow: Izdatel’tvo Instituta Gaidara.
Khoruzhiy, S. S. (2012). Vizual’nyi opyt v ego otnoschenii k isihastskoi praktike [Visual Experience in Its Relation towards Hesychast Practice]. In S. S. Khoruzhiy, Issledovaniia po isihastskoi traditsii [Studies in the Hesychast Tradition] (Vol. 2: Mnogogrannyi mir isihazma [The Multi-Faceted World of Hesychasm], pp. 124– 156). St Petersburg: Izdatel’stvo Russkoi khristianskoi gumanitarnoi akademii.
Krivushin, I. V. (1996). Socrates Scholasticus’ Church History: Themes, Ideas, Heroes. Byzantinische Forschungen, 23, 95–107.
Laurent, V. (1929). Un polémiste grec de la fin du XIIIe siècle. La vie et les oeuvres de George Moschabar. Echos d’Orient, 28(2), 129–158.
Makarov, D. I. (2003). Antropologiia i kosmologiia sv. Grigoriia Palamy (na primere gomilii) [Anthropology and Cosmology of St Gregory Palamas as Seen in his Homilies]. St Petersburg: Izdatel’stvo Olega Abyshko.
Makarov, D. I. (2017). Palamizm do sviatitelia Grigoriia Palamy, spor o Filioque i primat papy v vizantiiskoi ekkleziologii XII–XIV vv.: nekotorye nabliudeniia [Palamism before St Gregory Palamas, the Filioque Debate, and the Primacy of Pope in the Byzantine Ecclesiology from the Twelfth to the Fourteenth Centuries: Some Considerations]. Ekaterinburg: Izdatel’stvo Ekaterinburgskoi mitropolii.
Makarov, D. I. (2019a). Ot mariologii do triteizma: o vozmozhnykh pozdnevizantiiskikh paralleliakh k ideiam Leontiia Vizantiiskogo i Ioanna Filopona (Feofan Nikeiskii, Ioann XI Vekk, Georgii Moshambar). Chast’ pervaia [From Mariology to Tritheism. On Some Possible Late Byzantine Parallels to Leontius’ of Byzantium and John Philoponus’ Ideas in Theophanes of Nicaea, John XI Veccus, and George Moschambar. Part One]. Bibliia i khristianskaia drevnost’, 3(3), 140–174.
Makarov, D. I. (2019b). Ot mariologii do triteizma: o vozmozhnykh pozdnevizantiiskikh paralleliakh k ideiam Leontiia Vizantiiskogo i Ioanna Filopona (Feofan Nikeiskii, Ioann XI Vekk, Georgii Moshambar). Chast’ vtoraia [From Mariology to Tritheism. On Some Possible Late Byzantine Parallels to Leontius’ of Byzantium and John Philoponus’ Ideas in Theophanes of Nicaea, John XI Veccus, and George Moschambar. Part Two]. Bibliia i khristianskaia drevnost’, 4(4), 77–102.
Makarov, D. I. (Ed. & Trans.). (2020). Feodor Metokhit. Slovo o nravstvennykh problemakh, ili Ob obrazovannosti [Theodore Metochites. On Morals, or On Education]. St Petersburg: Dmitrii Bulanin.
Makarov, D. I. (2021). Elementy teorii kommunikatsii v “Pamiatnykh zametkakh” Feodora Metokhita (gl. 1–26; 71) [Some Elements of Communication Theory in Theodore Metochites’ Sententious Notes (Chs. 1–26; 71)]. Antichnaya drevnost’ i srednie veka, 49, 254–276. https://doi.org/10.15826/adsv.2021.49.017
Makarov, D. I. (2022). O nekotorykh chertakh ponimaniia prirody u Feodora Metokhita i Al’berta Velikogo: k voprosu ob elementakh skholastki v vizantiiskoi mysli [On Some Traits in Understanding of Nature in Theodore Metochites and Albert the Great: A Contribution to the Problem of Scholastic Elements in Byzantine Thought]. Vestnik Ekaterinburgskoi dukhovnoi seminarii, 37, 24–30.
Makarov, D. I. (2023). Ot sozertsaniia Edinogo do ontologii politiki: uchenie o edinomyslii v “Pamiatnyh zametkakh” Feodora Metokhita (gl. 67–72) [From the Contemplation of the One to the Ontology of Politics: The Doctrine of Unanimity in Theodore Metochites’ Sententious Notes, Chs. 67 to 72]. Antichnaya drevnost’ i srednie veka, 51, 374–392. https://doi.org/10.15826/adsv.2023.51.021
Martynenko, N. P. (2020). Ponimanie “muzyki” v rannem konfutsianstve soglasno textu “Yue Ji” – “Zapisi о muzykе” [Understanding of “Music” in Early Confucianism according to Yue Ji – Records of Music]. Voprosy filosofii, 7, 171–175.
Medvedev, I. P. (1997). Vizantiiskii gumanizm XIV–XV vv. [Byzantine Humanism of the Fourteenth and Fifteenth Centuries]. St Petersburg: Aletheia.
Migne, J.-P. (Ed.). (1863). Joannis Vecci CP. Patriarchae De unione Ecclesiarum veteris et novae Romae… In J.-P. Migne (Ed.), Patrologiae Cursus Completus. Series Graeca (Vol. 141, col. 15A–158A). Paris: Migne.
Minio-Paluello, L. (Ed.) (1961). Aristotelis Liber de interpretatione. In L. Minio-Paluello (Ed.), Aristotelis Categoriae et Liber de interpretatione (pp. 49–72). Oxonii: E typographeo Clarendoniano.
Moniou, D. I. (2011). Georgios Moschampar. Enas anthenotikos theologos tes proimes palaiologeias periodou. Bios kai ergo [George Moschambar: A Theological Opponent of the Union from the Early Palaiologan Period. His Life and Work]. Athens: P. Kyriakides.
Müller, M. Ch. G., & Kiessling, M. Th. (Eds.). (1821). Theodori Metochitae Miscellanea philosophica et historica Graece. Lipsiae: Sumtibus F. C. G. Vogelii.
Munteanu, C. (2013–2014). On the Real Object of Linguistics. Energeia, 5, 43–56.
Perler, D. (2016). Teorii intentsional’nosti v Srednie veka [Theories of Intentionality in the Middle Ages]. Moscow: Delo.
Polemis, I. D. (1999). He hedone tes theorias ton onton ston Theodoro Metochite. Epidraseis tou Philonos tou Ioudaiou kai tou Synesiou tou Kyrenaiou ston Ethiko [The Pleasure of Contemplating the Beings in Theodore Metochites. The Influences of Philo the Jew and of Synesios of Cyrene]. Hellenika, 49(2), 245–275.
Polemis, I. D. (2024). Theodore Metochites. Patterns of Self-Representation in Fourteenth-Century Byzantium. London; New York: I. B. Tauris.
Poljakovskaja, М. А. (1981). Obshchestvenno-politicheskaia mysl’ Vizantii (40–60-е gg. XIV v.) [Byzantine Social and Political Thought, 1340s–1360s]. Sverdlovsk: Ural University Press.
Poljakovskaja, M. A. (Ed., Trans.). (1998). Dimitrios Kidonis. Slovo o prenebrezhenii k smerti [Demetrios Cydones. On Despising Death]. In М. А. Poljakovskaja, Portrety vizantiiskih intellektualov. Tri ocherka [Figures of the Byzantine Intellectuals. Three Essays] (pp. 283–319). St Petersburg: Aletheia.
Poljakovskaja, М. А., & Chekalova, А. А. (2003). Intellektualy i vlast’ v Vizantii [Intellectuals and Power in Byzantium]. In М. А. Poljakovskaja, Vizantiia, vizantiitsy, vizantinisty [Byzantium, the Byzantines, and Byzantologists] (pp. 109– 132). Ekaterinburg: Ural University Press.
Riehle, A. (2021). Literature, Politics and Manuscripts in Early Palaiologan Byzantium: Towards a Reassessment of the Choumnos–Metochites Controversy. In M.-H. Blanchet, & R. Estangüi Gómez (Eds.), Le monde byzantin du XIIIe au XVe siècle: anciennes ou novelles formes d’impérialité (pp. 591–623). Paris: Association des Amis du Centre d’Histoire et Civilisation de Byzance.
Ryashko, L. S. (Ed., Trans.) (2003). Nikifor Vlemmid. Tsarskaia statuia [Nikephoros Blemmydes. The Statue of Basileus]. Vizantiiskii vremennik, 62(87), 283–321.
Sciascia, L. (1982). Egipetskaia khartiia [Il Consiglio d’ Egitto]. In C. Kin (Ed., Trans.), Sciascia Leonardo. Vinnogo tsveta more. Romany, povesti, rasskazy [Il mare colore del vino. Romances & Stories] (pp. 5–124). Мoscow: Progress.
Van Deun, P. (2001). Une collection inconnue de questions et réponses traitant du trithéisme: étude et édition. Jahrbuch der Österreichischen Byzantinistik, 51, 105–111.
Xenophontos, S. (2018). The Byzantine Plutarch: Self-identity and Model in Theodore Metochites’ Essay 71 of the Semeioseis gnomikai. In J. North, & P. Mack (Eds.), The Afterlife of Plutarch (pp. 23–39). London: University of London.
© (website) Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина
E-mail: adsv-press@yandex.ru