Актуальные проблемы и направления развития вузов Тюменского региона в современных условиях

Olga Sergeevna Kudinova, Lubov Grigorevna Skulmovskaya

Аннотация


Цель статьи заключается в выявлении проблем, приоритетов и направлений стратегического развития вузов Тюменского региона в современных условиях. В статье обосновывается необходимость разработки и реализации гибких стратегий развития образовательных организаций высшей школы. Авторами дан краткий ретроспективный обзор публикаций по проблематике управления образовательными системами. На основе анализа данных экспертного опроса выявлены проблемы организации и функционирования вузов Тюменского региона и определены ключевые направления их развития. Сопоставление данных экспертного опроса и анализа проблем высшей школы, отраженных в публикациях ведущих современных социологов, подтверждает актуальность темы исследования и позволяет сделать вывод как о наличии проблем системного характера, ожидающих решения в течение многих лет, так и о новых факторах, угрожающих стабильности функционирования и развития региональных вузов. В заключение авторы называютаспекты, относящиеся к развитию высшей школы региона: необходимость расширения практико-ориентированного обучения, создания активной и интерактивной образовательной среды для студентов; междисциплинарность вузовской подготовки и переподготовки специалистов, использование возможностей дистанционного формата обучения, в том числе для привлечения профессорско-преподавательского контингента нужной квалификации на постоянной, временной или экспериментальной основе. Остается дискуссионным и требующим изучения вопрос о влиянии дистанционного обучения на качество высшего образования.


Ключевые слова


высшее образование, образовательная система, стратегия развития, региональный вуз, проблемы образования

Полный текст:

PDF

Литература


Belykh, A. K. (1982), Razvitoi sotsializm: sushchnost’ i zakonomernosti [Developed Socialism: the Essence and Regularities], Lenizdat, Leningrad, 183 p. (in Russian).

Bereznyak, E. S. (1983), Rukovodstvo sovremennoi shkoloi [Leadership of the Modern School], Prosveshchenie, Moscow, 207 p. (in Russian).

Davydov, V. V. (2004), Problemy razvivayushchego obucheniya [Problems of Developing Learning], Akademiya, Moscow, 288 p. (in Russian).

Gavrilyuk, V. V. (2003), Sotsiologiya obrazovaniya [Sociology of Education], Publishing House of the Tyumen State University, Tyumen, 232 p. (in Russian).

Grunt, E., Merenkov, A. and Antonova, N. (2019a), “Russian Younger Generation Lecturers’ Professional Culture in Conditions of Bologna Process”, in Chova, L. G., Martinez, A. L. and Torres, I. C. (eds), INTED2019 Proceedings (13th International Technology, Education and Development Conference), International Academy of Technology, Education and Development, pp. 6368–6373. DOI: 10.21125/inted.2019.1545.

Grunt, E., Merenkov, A. and Antonova, N. (2019b), “Russian Younger Generation Lecturers’ Professional Culture in Reproduction of their Human Capital”, in Soare, E. and Langa, C. (eds), EDU World 2018 — 8th International Conference (The European Proceedings of Social and Behavioural Sciences), Future Academy, pp. 1729–1736. DOI: 10.15405/epsbs.2019.08.03.2.

Kirillovykh, A. A. (2018), “University Management in the International Market of Educational Services: Public Law Aspect”, Pravo i obrazovanie, no. 3, pp. 86–90 (in Russian).

Komleva, V. V. (2018), “Russia ’s Higher Education in the Clutches of the West and Asia: State Policies Competition in the Internationalization Sphere”, Observer, no. 1 (336), pp. 69–87 (in Russian).

Konarzhevskii, Yu. A. (1986), Pedagogicheskii analiz uchebno-vospitatel’nogo protsessa i upravlenie shkoloi [Pedagogical Analysis of the Educational Process and School Management], Pedagogika, Moscow, 143 p. (in Russian).

Kudinova, O. S. (2016), Razvitie kadrovogo potentsiala spetsialistov gostinichnogo servisa [Development of Personnel Potential of Hotel Service Specialists], Abstract of Ph.D. dissertation, Ural Federal University, Yekaterinburg, 21 p. (in Russian).

Lonshakova, N. A. (2002), Vysshee obrazovanie: problemy regionalizatsii v sovremennoi Rossii [Higher Education: Problems of Regionalization in Modern Russia], Poisk, Chita, 272 p. (in Russian).

Lonshakova, N. A. (2007), Regionalizatsiya vysshego obrazovaniya : uchebnoe posobie [Regionalization of Higher Education: a Textbook], Chita State University, Chita, 144 p. (in Russian).

Markov, M. (1978), Teoriya sotsial’nogo upravleniya [The Theory of Social Management], Progress, Moscow, 447 p. (in Russian).

Mikhailichenko, S. N. (2018), “Peculiarities of Educational Process and Their Meaning for the Higher Education Reform”, ECO, no. 8 (530), pp. 133–147 (in Russian).

Omarov, A. M. (1980), Sotsial’noe upravlenie: nekotorye voprosy teorii i praktiki [Social Management: Some Questions of Theory and Practice], Mysl’, Moscow, 269 p. (in Russian).

Pavlova, T. A. and Uvarova, M. N. (2018), “Actual Problems of Development and Quality of Higher Education on the Example of the Orel Region”, Innovation in Education, no. 3, pp. 42–49 (in Russian).

Pikelnaya, V. S. (1990), Teoreticheskie osnovy upravleniya: (Shkolovedcheskii aspekt) [Theoretical Foundations of Management (School aspect)], Vysshaya shkola, Moscow, 173 p. (in Russian).

Pirogov, N. I. (2020), Izbrannye pedagogicheskie sochineniya [Selected Pedagogical Works], Yurayt, Moscow, 387 p. (in Russian).

Potashnik, M. M. and Lazarev, V. S. (eds) (1995), Upravlenie razvitiem shkoly : posobie dlya rukovoditelei obrazovatel’nykh uchrezhdenii [School Development Management: A Manual for Heads of Educational Institutions], Novaya shkola, Moscow, 462 p. (in Russian).

Shafranov-Kutsev, G. F. (2012), “Professional Education in the Context of the Modern Information Explosion”, in Gorshkov, M. K., Zhukov, V. I. and Osipov, G. V. (eds), IV Vserossiiskii sotsiologicheskii kongress «Sotsiologiya v sisteme nauchnogo upravleniya obshchestvom»: materialy kongressa, Moskva, 2–4 fevralya 2012 goda [4th All-Russian Sociological Congress “Sociology in the system of scientifi c management of society”, materials of the congress, Moscow,

February 2-4, 2012], ISPI RAS, Moscow, pp. 97–99 (in Russian).

Shafranov-Kutsev, G. F. (2016), Sotsiologiya sovremennogo obrazovaniya [Sociology of Modern Education], Logos, Moscow, 432 p. (in Russian).

Shamova, T. I., Davydenko, T. N. and Shibanova, G. N. (2007), Upravlenie obrazovatel’nymi sistemami: uchebnoe posobie [Management of Educational Systems: a Textbook], 4th ed., Akademiya, Moscow, 382 p. (in Russian).

Shirinkina, E. V. and Kaufman, N. Yu. (2018), “Multiparametric Research of Influence of the Reforming Processes on Formation of Educational Capital”, Ekonomika obrazovaniya, no. 1, pp. 28–42 (in Russian).

Suvorov, L. N. and Averin, A. N. (1984), Sotsial’noe upravlenie: opyt filosofskogo analiza [Social Management: The Experience of Philosophical Analysis], Mysl’, Moscow, 232 p. (in Russian).

Uvarova, M. N. and Pavlova, T. A. (2017), “Urgent Problems of Development and Quality of Education at the Modern Stage”, Scientifi c Notes of Orel State University, no. 4 (77), pp. 341–344, available at: https://cyberleninka.ru/article/n/aktualnye-problemy-razvitiya-i-kachestva-obrazovaniya-nasovremennom-etape (accessed 01 March 2021) (in Russian).

Vasilenko, N. V. (2007), Institutsional’nye osnovy upravleniya obrazovatel’nymi sistemami i organizatsiyami [Institutional Foundations of Management of Educational Systems and Organizations], Publishing House of the Herzen State Pedagogical University, Saint Petersburg, 137 p. (in Russian).

Vishnevskii, Yu. R. and Narkhov, D. Yu. (2019), “Paradoxes of Modernization of Higher Education: Results of 20-year Monitoring in the Sverdlovsk Region”, Bulletin of the Peoples’ Friendship University of Russia. Series: Sociology, vol. 19, no. 2, pp. 289–301 (in Russian). DOI: 10.22363/2313-2272-2019-19-2-289-301.

Volkovskii, A. N. and Malyshev, M. P. (eds) (1955), Shkolovedenie: sbornik statei [Shkolovedenie: a Collection of Articles], 2nd ed., Uchpedgiz, Moscow, 519 p. (in Russian).

Zasypkin, V. P. and Zborovsky, G. E. (2010), “Modernization of Education as a Factor of Changing of the Requirements for the Teaching Profession”, The Surgut State Pedagogical University Bulletin, no. 4 (11), pp. 98–106, available at: https://cyberleninka.ru/article/n/modernizatsiya-obrazovaniyakak-faktor-izmeneniya-trebovaniy-k-professii-pedagoga (accessed 01 March 2021) (in Russian).

Zborovsky, G. E. and Shuklina, E. A. (2003), “Professional Education and the Labor Market”, Sotsiologicheskie issledovaniya, no. 4, pp. 99–106 (in Russian).

Zelenova, D. A. (2020), “Higher School: Current Problems and Their Solution at the Modern Stage”, International Research Journal, no. 10-2 (100), pp. 28–31(in Russian). DOI: 10.23670/IRJ.2020.100.10.040 (in Russian).




DOI: https://doi.org/10.15826/koinon.2021.02.1.008

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.