К оригинальной истории Третьего рейха

Ernst Bloch

Аннотация


В статье Э. Блоха ставится вопрос о том, как присваивается интеллектуальное наследие далекого прошлого современными политическими движениями. Он обращает внимание на актуализацию древних народных мечтаний в начале ХХ века. Конкретно он рассматривает рецепцию средневековых религиозных учений массовым сознанием немцев в период зарождения нацизма в Германии 1920-х — 1930-х годов. Способ, которым внедрялись такие концепты средневекового сознания, как «вождь» и «третий рейх» в сознание современников, Блох квалифицирует как «обман», как искажение их первоначального смысла, превращение значений в противоположные. Философ показывает, что термин «Третий рейх» имеет давнюю историю, подлинно революционную, так как в оригинале «Третий рейх» обозначал социально-революционную идеальную мечту христианского еретичества: мечту о Третьем Евангелии и соответствующем ему мире. Блох рассматривает влияние хилиазма на многие исторические революционные движения. Современный социализм, по Блоху, является попыткой воплощения мечты средневековых народных масс, но без мистической окраски. В статье подробно прослеживается эволюция концепта «освободителя угнетенных», «вождя» с самых древних времен, анализируются книжные тексты и устные легенды. Подчеркивается постоянный мотив «воскресшего» или «проснувшегося» кайзера-освободителя и его укорененность в массовом сознании. Делается вывод о том, как помогало нацистам использование этого образа в установлении их популярности. Особое внимание уделяется жизни и идеям аббата Иоахима Флорского (XII век) как знаковой фигуре социально-хилиастического поворота. Флорский интересует Блоха в связи с другим важным мотивом Средневековья, актуализированным нацизмом: «посюсторонним Евангелием». Блох анализирует предшественников учения Флорского — Эриугену и сен-викторианцев — и доказывает, что в трактовке Флорского мистическое движение души по ступеням было спроецировано на весь процесс движения человечества, его историю. Он «поставил землю под строгие христианские требования», которые должны быть реализованы в последней, третьей стадии. Далее Блох прослеживает развитие идеи троичности стадий исторического движения от ветхозаветных эсхатологических мотивов, Августина, через немецкое Просвещение и романтизм вплоть до современности (Достоевский, Ибсен и другие). В заключение Блох делает выводы, что «пренебрежение старыми путями и формами не остается безнаказанным». Основной итог исследования трактуется как указание на то, что старые формы массовых мечтаний могут быть использованы современными политическими силами совершенно с различными целями и эффектами.

Ключевые слова


Третий рейх, Иоахим Флорский, спаситель, хилиазм, мистицизм, социализм

Полный текст:

PDF

Литература


Bloch, E. (1985), Werkausgabe, in 16 Bdn., Bd. 4, Erbschaft dieser Zeit, Suhrkamp Verlag, Frankfurt am Main, 415 S.

Grundmann, H. (1927), Studien ueber Joachim von Floris, Vieweg+Teubner Verlag, Wiesbaden, 212 S.

Kampers, F. (1896), Die deutsche Kaiseridee in Prophetie und Sage, H. Lueneburg, Muenchen, 1896, 231 S.

Norden, E. (1924), Die Geburt des Kindes: Geschichte einer religioesen Idee, B. G. Teubner, Leipzig, Berlin, 179 S.

Scherr, J. (2005), Germania. Zwei Jahrtausende deutschen Lebens, in 2 vols, Vol. 1, translated by Nevedomskii, A. and Pisarev, D., Minsk Color Printing Factory, Minsk, 243 p. (in Russian).

“The Book of the Prophet Isaiah” (2022), Bible online, available at: https://bible.by/verse/ 23/60/17 (accessed 20 March 2022).

von Fiore, J. (1964), Concordia novi ac veteris Testamenti, Facsim. of the 1st e d. published in Venice in 1519 by Simon de Luere, Minerva, Frankfurt am Main, 270 p.




DOI: https://doi.org/10.15826/koinon.2022.03.1.008

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.