К вопросу об истории русско-французских культурных связей: французский след в жизни и творчестве композитора Эдисона Денисова

Ekaterina Olegovna Kouprovskaia-Bruggeman

Аннотация


Предмет исследования в статье — жизнь и творчество композитора Эдисона Денисова в контексте связей с французской культурой. Изучение этих связей на протяжении полувека позволяет заполнить «белые пятна», во-первых, в более обширной теме русско-французских культурных связей: советские и постсоветские контакты и влияния, изученные на репрезентативном материале музыкального искусства, во-вторых, в теме локальной, но не менее важной: роль Франции и ее культуры на протяжении всей жизни Э. Денисова. Жизнь и творчество Э. Денисова представляет собой в значительной степени успешную и многогранную презентацию французского «следа» в российской культуре второй половины ХХ века. Материал, привлекаемый для анализа, многоаспектен: биографические вехи знакомства с французским искусством (музыка, литература, живопись) и языком; разнообразные контакты с представителями французской культуры: писателями, композиторами, музыкантами, ансамблями и оркестрами; обращение к текстам литераторов (Б. Виан, Ж. Батай) при написании музыкальных произведений; погружение в философские и гуманитарные тексты (Р. Барт, М. Фуко, Ж.-П. Сартр); влияние математики и структуралистского метода на мастерство композитора (А. Пуанкаре, К. Леви-Стросс); творческий диалог с трудами композитора и теоретика П. Булеза; роль Франции в продвижении музыки композитора на Западе; активная просветительская деятельность Денисова в продвижении французской музыкальной культуры в России. Отдельный раздел в статье посвящен анализу влияния на Денисова французских композиторов, участию в восстановлении и оркестровке неоконченной оперы Клода Дебюсси «Родриго и Химена». В статье сделан акцент только на вокальных произведениях композитора. Подробно рассмотрены сочинения на стихи французских поэтов (Ш. Бодлер, Ж. де Нерваль, Б. Виан, Р. Шар, А. Мишо, Ж. Батай), опера «Пена дней» по роману Б. Виана, опера «Четыре девушки» по пьесе Пабло Пикассо. Описаны реакции французской прессы и профессионального музыкального сообщества на творчество Денисова.

Ключевые слова


Эдисон Денисов, российская музыкальная культура второй половины ХХ века, французская музыкальная культура второй половины ХХ века, вокальные опусы Э. Денисова, структуралистское мышление в музыкальном искусстве

Полный текст:

PDF

Литература


Bataille, G. (1970), Au plus haut des cieux, Union Générale d’Editions, Paris, 185 p.

Bataille, G. (1978), L’Expérience intérieure, Gallimard, Paris, 196 p.

Baudelaire, Ch. (1999), Fusées. Mon cœur mis à nu et autres fragments posthumes, Gallimard, Paris, 480 p.

Boulez, P. (1963), Penser la musique aujourd’hui, Gonthier-Denoël, Paris, 172 р.

Char, R. (1971), Sur le volet d’une fenêtre. « Fureur et mystère », Editions Gallimard, Рaris, 240 p.

Cotté, J. (1986), « ‘L’écume des jour’. Un opéra russe sympathique et courageux », France Soir, Le 25 mars.

Denisov, E. (1972), “The composition process and some possibilities of its formalization in the study”, in Sinitskii, A. N. (ed.), Tochnye metody i muzykal’noe iskusstvo, materialy k simpoziumu [Precise Methods and Musical Art, Proceedings for the Symposium], Rostov University, Rostov-on-Don, pp. 12–18 (in Russian).

Denisov, E. (1986), Sovremennaya muzyka i problemy evolyutsii kompozitorskoi tekhniki [Contemporary music and the evolution of composer techniques], Sovetskii kompozitor, Moscow, 207 p. (in Russian).

Denisov, E. (1989), “ ‘I don’t like formal art’, interview with G. Pantielev”, Sovetskaya muzyka, no. 12, pp. 12–20 (in Russian).

Denisov, E. (2014), “Edison Denisov and Henri Dutilleux. Selected correspondence”, in Kouprovskaia, E., Moi muzh Edison Denisov [My husband Edison Denisov], Muzyka, Moscow, pp. 182–219 (in Russian).

Denisov, E. and Nikolaev, A. (1984), “Shebalin — teacher”, in Shebalina, A. M. and Sabinina, M. D. (eds), Pamyati V. Ya. Shebalina. Vospominaniya, materialy [In memory of V. Ya. Shebalin. Memories, materials], Sovetskii kompozitor, Moscow, pp. 23–27 (in Russian).

Denisova, E. (1994), “Opera ‘Foam of Days’ by E. Denisov: Poetics of Plot, Genre, Style”, in D’yachkova, L. S. (ed.), Interpretatsiya muzykal’nogo proizvedeniya v kontekste kul’tury, sbornik trudov RAM imeni Gnesinykh. Vypusk 129 [Interpretation of a musical work in the context of culture, a collection of works of the Gnessin Russian Academy of Music. Iss. 129], Gnessin Russian Academy of Music, Moscow, pp. 134–154 (in Russian).

Doucelin, J. (1986), “Boris Vian à l’Opéra”, Le Figaro, Le 11 Mars, p. 38.

Grigor’eva, G. (2019), “The Operas by Edison Denisov: Concerning the Issue of ‘the Composer’s Libretto’ ”, in Susidko, I. P. (ed.), Opera v muzykal’nom teatre: istoriya i sovremennost’, materialy Mezhdunarodnoi nauchnoi konferentsii, 11–15 noyabrya 2019, Moscow, v 3 tomakh. Tom 2 [Opera in the musical theater: history and modernity, proceedings of the International Scientific Conference, Moscow, November 11–15, 2019, in 3 vols, Vol. 2], Gnessin Russian Academy of Music, Moscow, pp. 47–53 (in Russian).

Hadamard, J. (1959), Essai sur la psychologie de l’invention dans le domaine mathématique, translated by Shatalova, M. A. and Shatalov, O. P., Sovetskoe radio, Moscow, 152 p. (in Russian).

“IRCAM” (2022), Wikipedia, the free encyclopedia, available at: https://ru.wikipedia. org/wiki/IRCAM (accessed 14 February 2022) (in Russian).

Kholopov, Yu. and Tsenova, V. (1993), Edison Denisov [Edison Denisov], Kompozitor, Moscow, 312 p. (in Russian).

Kouprovskaia, E. (1994), “Rodrigo and Jimena (on the restoration of the burnt manuscript of Claude Debussy”, Muzykal’naya akademiya, no. 3, pp. 86–90 (in Russian).

Kouprovskaia, E. (2014), Moi muzh Edison Denisov [My husband Edison Denisov], Muzyka, Moscow, 224 p. (in Russian).

Kurbatskaya, S. and Kholopov, Yu. (1998), P’er Bulez. Edison Denisov. Analiticheskie ocherki [Pierre Boulez. Edison Denisov. Analytical essays], Sfera, Moscow, 366 p. (in Russian).

Lacavalerie, X. (1986), « L’amour couleur d’encre », Télérama, Mars.

Mannoni, G. (1986), « L’écume des jours. Une réussite », Quotidien de Paris, Mars.

Michaux, H. (1963), Plume, Gallimard, Paris, 224 p.

Noakes, D. (1966), Boris Vian, Editions Universitaires, Paris, 124 p.

Novikova, P. (2004), “Quasi-carnival motifs in the novels of B. Vian”, in Golubkov, S. A. and Perepelkin, M. A. (eds), Smekh v literature: semantika, aksiologiya, polifunktsional’nost’, mezhvuzovskii sbornik nauchnykh statei [Laughter in literature: semantics, axiology, polyfunctionality, interuniversity collection of scientific articles], Samarskii universitet, Samara, pp. 65–76 (in Russian).

Shul’gin, D. (1998), Priznanie Edisona Denisova: Po materialam besed [A confession by Edison Denisov. Based on interviews], Kompozitor, Moscow, 438 p. (in Russian).

Slovokhotova, V. (2020), “ ‘L’ecume des Jours’: from the Novel to the Opera Libretto”, Muzykal’naya akademiya, no. 2 (770), pp. 154–178 (in Russian). DOI: 10.34690/74.

Sokolova, M. (1991), “Allusions in B. Vian’s novel and E. Denisov’s opera ‘Foam of Days’ ”, in Dolinskaya, E. B. (ed.), Iz proshlogo i nastoyashchego sovremennoi otechestvennoi muzyki, Nauchnye trudy Moskovskoi gosudarstvennoi konservatorii [From the past and present of modern Russian music, Scientifi c works of the Moscow State Conservatory], Moskovskaya konservatoriya, Moscow, pp. 125–148 (in Russian).

Sokolova, M. (1995), “Transforming the power of beauty. About Russian traditions in E. Denisov’s opera ‘The Foam of Days’ ”, in Tsenova, V. (ed.), Muzyka Edisona Denisova, materialy nauchnoi konferentsii, posvyashchennoi 65-letiyu kompozitora [Music by Edison Denisov, Proceedings of the scientifi c conference dedicated to the 65th anniversary of the composer], Moskovskaya konservatoriya, Moscow, pp. 5–22 (in Russian).

Tarnopol’skii, V. (2015), “ ‘Why are all the big poets unhappy?’ (about the vocal cycle of E. Denisov ‘Life in red color’ on the poem of B. Vian)”, in Kouprovskaia, E. O. (ed.), V vysote nebes. O muzyke Edisona Denisova. K 85-letiyu so dnya rozhdeniya (1929–1996), materialy nauchno-prakticheskoi konferentsii [At the height of heaven. On the music of Edison Denisov. To the 85th anniversary of his birth (1929–1996), materials of the scientifi c and practical conference], Moskovskaya konservatoriya, Moscow, pp. 22–37 (in Russian).

Tsenova, V. (1990), “Edison Denisov and Boris Vian. The opera ‘The Foam of Days’ ”, in Tarakanova, M. E. (ed.), Moskovskii muzykoved, ezhegodnik. Vypusk 1 [Moscow musicologist, yearbook. Iss. 1], Muzyka, Moscow, pp. 80–100 (in Russian).

Tsenova, V. (ed.) (1997), Neizvestnyi Denisov. Iz zapisnykh knizhek (1980/81–1986, 1995) [Unknown Denisov. From the notebooks (1980/81–1986, 1995)], Kompozitor, Moscow, 160 p. (in Russian).




DOI: https://doi.org/10.15826/koinon.2022.03.1.010

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.