Аналитические схемы ранних киноведческих исследований

Татьяна Игоревна Кожокару

Аннотация


Статья посвящена описанию концептуальных построений о природе кинематографа и выявлению алгоритмов анализа фильма, зафиксированных в ранних киноведческих исследованиях. В работе проводится обзор становления теории кино, впервые на русском языке излагаются представления о кинематографе таких мыслителей, как Маффио Маффи, Джованни Фосси, Кренкебиль, Гайо, Густав Мельхер, Курт Вайсе, Герман Кинцль, Альберт Хеллвиг. В статье также формулируются идеи Вэчела Линдсея и Гуго Мюнстерберга – первых теоретиков кино, заложивших основы двух направлений киноведческой науки: собственно киноведения и серьезных психологических исследований киноискусства соответственно. Описание концепций и аналитических схем, применяемых до 1920-х гг., позволяет расширить представление о зарождении и развитии мировой кинотеории, что свидетельствует об актуальности проведенного исследования.


Ключевые слова


теория кино; анализ фильма; ранние киноведческие исследования; Вэчел Линдсей; Гуго Мюнстерберг

Полный текст:

Без имени

Литература


Аристарко Г. История теорий кино. М. : Рипол Классик, 2013.

Балаш Б. Дух фильмы. М. : Художественная литература, 1935.

Кино: Энциклопедический словарь / под. ред. С. И. Юткевич. М. : Советская энциклопедия, 1987.

Корте Г. Введение в системный киноанализ. М. : Изд. дом Высшей школы экономики, 2018.

Леонтович О. Методы коммуникативных исследований. М. : Гнозис, 2011.

Назаретян П. Социально философский анализ теорий кино // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2016. № 1 (1). С. 110–114.

Петрова А. П. Становление ранней европейской кинотеории (1896–1925) // Научные школы. Молодежь в науке и культуре XXI века : материалы международного научно-творческого форума, Челябинск, 12–13 ноября 2020 года. Челябинск: Челябинский государственный институт культуры, 2020. С. 220–223.

Филиппов С. Мюнстерберг Г. Фотопьеса: Психологическое исследование (главы из книги) // Киноведческие записки. 2000. № 48. С. 234–277.

Штейн С. Ю. Методико-методологическая схема исследований кинматографа. Пример масштабирования компонента предметной области: рецензия на фильм // Артикульт. 2022. № 2 (46). С. 101–118.

Штейн С. Ю. От теории к методологии кино // Вестник ВГИК. 2015. № 1 (23). С. 26–36.

Ямпольский М. Б. Видимый мир: Очерки ранней кинофеноменологии. М. : НИИ киноискусства, 1993.

Andrew J. D. Concepts in film theory. Oxford : Oxford University Press, 1984.

Arnheim R. Film as Art: 50th anniversary printing. Vol. 4. California : University of California Press, 1957.

Berg G. A. Film Theory // The Knowledge Medium: Designing Effective Computer-Based Educational Learning Environments. Hershey : IGI Global, 2003. P. 104–133.

Cabiria (1914) / dir. Giovanni Pastrone // YouTube.com. URL: https://www.youtube.com/watch?v=B4fBKy76Sek (accessed: 17.05.2024).

Cinderella (1912) / dir. Colin Campbell // IMDb.com URL: https://www.imdb.com/title/tt0001546/ (accessed: 18.05.2024).

Colman F. Film, theory and philosophy: the key thinkers. Abingdon : Routledge, 2014.

Cristian R. M., Dragon Z. Encounters of the filmic kind: guidebook to film theories. Vol. 14. Szeged : JATEPress Kiadó, 2007.

Doughty R., Etherington-Wright C. Understanding film theory. London : Palgrave Macmillan, 2011.

Early film theories in Italy, 1896–1922 / ed. F. Casetti. Amsterdam : Amsterdam University Press, 2017.

Elsaesser T., Hagener M. Film theory: An introduction through the senses. Abingdon : Routledge, 2015.

Enoch Arden (1915) / dir. Christy Cabanne // YouTube.com. URL: https://www.youtube.com/watch?v=cau_6W1W3k4 (accessed: 17.05.2024).

Film theory and criticism: Introductory readings / ed. L. Braudy. New York : Oxford University Press, 2004.

Harris J. The Wind in the Burlap Trees: Vachel Lindsay’s Utopian Film Theory : thesis. London : Goldsmiths : University of London, 2022.

Judith of Bethulia (1913) / dir. D.W. Griffith // YouTube.com. URL: https://www.youtube.com/watch?v=7a0tXDkvfG4 (accessed: 17.05.2024).

Lapsley R., Westlake M. Film theory: An introduction. Manchester : Manchester University Press, 2006.

Lindsay V. The Art of The Moving Picture. New York : The Macmillan Company, 1915.

McDonald K. Film theory: the basics. Abingdon : Routledge, 2022.

Monaco J. How to read a film: The art, technology, language, history and theory of film and media. Vol. 10. New York : Oxford University Press, 1977.

Moure J. The cinema as art of the mind: Hugo Münsterberg, first theorist of subjectivity in film // Subjectivity: Filmic Representation and the Spectator’s Experience / ed. D. Chateau. Amsterdam : Amsterdam University Press, 2011. P. 23–40.

Münsterberg H. The Photoplay: A Psychological Study (The Project Gutenberg eBook, prepared by Audrey Longhurst, Annika Feilbac) // Gutenberg.org. URL: https://www.gutenberg.org/cache/epub/15383/pg15383-images.html (accessed: 18.05.2024).

Polan D. Film theory re‐assessed // Continuum: Journal of Media & Cultural Studies. 1988. Vol. 1, № 2. P. 15–30.

Stam R. Film theory: An introduction. Hoboken : John Wiley & Sons, 2017.

The Battle (1911) / dir. D.W. Griffith // YouTube.com. URL: https://www.youtube.com/watch?v=Mz6Kg-WPvrE (accessed: 18.05.2024).

The Battle Hymn of the Republic (1911) / dir. J. Stuart Blackton, Laurence Trimble // IMDb.com. URL: https://www.imdb.com/title/tt0143128/ (accessed: 17.05.2024).

The Birth of a Nation (1915) / dir. D.W. Griffith // YouTube.com. URL: https://www.youtube.com/watch?v=ebtiJH3EOHo (accessed: 18.05.2024).

The Promise of Cinema: German Film Theory, 1907–1933 / ed. A. Kaes, N. Baer, M. Cowan. Vol. 49. California : University of California Press, 2016.

The Seats of the Mighty (1914) / dir. T. Hayes Hunter // IMDb.com. URL: https://www.imdb.com/title/tt0004567/ (accessed: 17.05.2024).

The Spoilers (1914) / dir. Colin Campbell // YouTube.com. URL: https://www.youtube.com/watch?v=pojdDGvAaxE (accessed: 19.05.2024).

The Typhoon (1914) / dir. Reginald Barker // IMDb.com. URL: https://www.imdb.com/title/tt0004740/ (accessed: 19.05.2024).


Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.