Категории duḥkh и udās в мистико-философской поэзии Шричандры (XVI в.)
Аннотация
Баба Шричандра, старший сын основателя сикхизма Гуру Нанака, возглавил
собственную религиозно-философскую школу удасин-пантх и написал ряд поэтических произведений, популярных среди носителей народной религии крестьян Панджаба. В фокусе мистико-философских исканий Шричандры – тема непостоянства и страданий нашего мира, поиск путей избавления от них. Неудивительно, что ключевыми категориями его поэзии стали понятия duḥkh и udās, причем последнее дало название самой школе Шричандры. Словарные значения рассматриваемых лексем не в полной мере отражают замысел поэта и их применение в переводе и толковании смыслов произведений могут направить читателя по неверному пути. Duḥkh и udās – не просто “страдание” и “печаль” (либо “несчастье” и “безразличие”), но базовые экзистенциальные характеристики бытия и, одновременно, указания на путь выхода из океана страданий. В настоящей статье категории duḥkh и udās рассматриваются в контексте поэмы Шричандры “Матра-шастра”, главный герой которой – юный святой, отшельник, вступающий в диалог с аскетами и йогинами на празднике Шив-ратри в панджабском городке Батала. Отвечая на вопросы сомневающихся собеседников, он излагает основы своего мировоззрения через серию образов, легко визуализируемых носителями индийских аскетических традиций: латаная одежда, пустая сума, спутанные длинные волосы, череп-капали, наконец, очаг с постоянно тлеющими углями, символизирующими сожжение всех радостей и печалей мирской жизни. “Матра-шастра” – не столько литературное, сколько ритуалистическое произведение, рецитация которой с последующим размышлением над ее строками должна вызвать у адепта как раз то самое переживание udās, с которым связано все наследие Шричандры. В поисках смыслов рассматриваемых категорий мы также обращаемся к “Дохавали”, сборнику двустиший святого поэта, который также пронизан глубоким ощущением тоски и разочарования в обыденном мирском образе жизни. Есть ли выход из этого океана страданий? – вопрос, который ставили перед собой, пожалуй, все поэты североиндийского средневековья рассматривает с разных сторон и Шричандра. Произведения Шричандры ранее не переводились на русский язык и не становились объектом академического изучения в русскоязычном пространстве.
Ключевые слова
Полный текст:
PDFЛитература
Bābā BrahmadāsUdāsīn. Guru Mahārāj Jī kā Divya Sandeś // Bābā Bhūmaṇśāh Mahimā. Sirsā, 2012. № 8. P. 2.
Buddha Singh, Mahant. Nirmal Upadesh. Rishikesh : Nirmal Ashram, 2004.
Demchenko M.B. Aspects of the post-partition Hindu-Sikh population’s genocide in West Punjab (Kamboj caste case study) // Власть и насилие в незападных обществах / Проблемы теоретического осмысления и опыт практического изучения. М. : Издательство ГБПОУ Московский государственный образовательный комплекс. 2016. P. 494–501.
Harihar Bābā. Āratī-Nitnem Prārthāna. New Delhi : Harihar Udāsīn Āshram, 2002.
Latif S.M. History of Punjab. New Delhi : Eurasia Publishing House, 1964. 679 p.
Macauliffe M.A. The Sikh Religion: Its Gurus, Its Sacred Writings and Authors. Vol I. New Delhi : Chand & Co, 1963. 488 p.
Panikkar Raimundo. The Vedic Experience Mantramanjarī. An Anthology of the Vedas for Modern Man and Contemporary Celebration. London : Darton, Longman & Todd, 1977. 937 p.
Śrīchandra Dohāvalī. Amritsar : Udāsīn Āśram, Akhāḍā Sangal-Vālā.
Śrīchandra Udāsīnācharya Jagadgurū. Mātrā Śāstra. Amritsar : Udāsīn Āśram, Akhāḍā Sangal-Vālā.
Śrī Granth [www.srigranth.org]. 10.02.2018.
Tulsīdās Goswāmī. Śrī Rāmacharitmānasa. Gorakhpur : Gītā-Press.
Vijayānanda Swāmī. Udāsīn Sampradāy. Sultānpur : Śrī Gopāldhām.
Ссылки
- На текущий момент ссылки отсутствуют.