О специфике современной исследовательской ситуации в области изучения кочевых обществ Восточной Азии в средние века
Аннотация
В настоящее время кочевниковедение, связанное с изучением восточноазиатских кочевников, переживает очень серьезный кризис, нашедший особо болезненное отражение в работе над письменными источниками и в фактическом отсутствии действенной и научной методологии. В отечественном изучении восточноазиатских кочевников в последние десятилетия оказались прерванными сложившиеся с XIX в. традиционные линии. Одна линия была связана с переводами средневековых текстов на русский язык. Вторая – была ориентирована на тщательную разработку какого-то одного источника. Эти направления не только заложили источниковедческую и историографическую базу отечественного кочевниковедения, но и позволили ему во многом сравняться с зарубежной историографией. Уход марксизма создал своеобразную историографическую яму в кочевниковедении, в которую тут же пришли более мелкие идеологемы Сибири, Монголии, восточноазиатская историография. Благодаря деятельности ряда отечественных исследователей шло активное заимствование представлений западных ученых. Недостаточность теоретизирования в востоковедении требует не только реконструкции истории, но и ее углубленного анализа с помощью тех или иных старых и новых тем и методологических формул и концепций. Они уже обозначаются. Характер развития кочевниковедения на данном этапе и специфика вновь поднимаемых необходимых и перспективных в научном отношении тем позволяют говорить о необходимости признания нового подхода к истории кочевников, основные контуры которого уже складываются. Этот подход должен быть научным, а не идеологическим, апофатическим или отрицающим, когда исследователь максимально дистанцируется от оседлоцентризма, номадоцентризма, европоцентризма, азиацентризма, китаецентризма, дихотомийного принципа: оседлые – кочевые, Восток – Запад, Китай – кочевники, богатые – бедные, прогрес – регресс, положительное значение (роль) – отрицательное. В то же время, объяснять историю кочевников с помощью терминологии, разработанной на материале западноевропейской истории не только возможно, но и неизбежно. При этом надо учитывать те опасности, которые таит в себе компаративистский подход. Мы можем сравнивать какие-либо процессы в Европе и в Восточной Азии, но обязаны исходить из того, что в обеих зонах наблюдается примерно одинаковый уровень цивилизационного развития.
Ключевые слова
Полный текст:
PDFЛитература
Воробьев М. В. Культура чжурчжэней и государства Цзинь (X в. – 1234 г.). Исторический очерк. М. : Наука, 1983. 367 с.
Воробьев М. В. Чжурчжэни и государство Цзинь (Х в. – 1234 г.). М. : Наука, 1975. 451 с.
Е Лун-ли. История государства киданей (Цидань го чжи). Перевод с китайского, введение, комментарий и приложения В. С. Таскина. М. : Наука, 1979. 613 с.
Кычанов Е. И. Очерк истории тангутского государства. М., 1968. 359 с.
Малявкин А. Г. Материалы по истории уйгуров в IX–XII вв. Новосибирск: Сибирское отделение издательства «Наука», 1974. 215 с.
Материалы по истории древних кочевых народов группы дунху. Введение, перевод и комментарии В. С. Таскина. М. : Наука, 1984. 487 с.
Wittfogel K.-A., Feng Chia-sheng. History of Chinese Society Liao (907–1125) // Transactions of the American philosophical Society, new series-volume 36. Philadelphia, 1949. 752 p.
Ссылки
- На текущий момент ссылки отсутствуют.