Энергийний принцип и женские божества в шрути и смрити
Аннотация
С помощью методов контекстуального и диахронного анализа в статье прослеживается нелинейный процесс персонификации энергийного принципа, который завершился формированием пуранического образа Великой Богини (Mahādevī). Показано, как сила, или энергия, обозначаемая в самхитах терминами «майя» и «шакти», а также импульс к творению или проявлению, воплощаемый в образах богинь Вирадж, Вач и Шачи, в упанишадах трансформируется в глобальный космогонический безличный принцип, хотя его роль соответствует роли богинь в ведийской космогонии. Отмечено, что понятие «шакти», обозначающее собственно силу, оказывается связанным с принципом материальности, пракрити, через связующее звено, а именно понятие «майя». Майя отождествляется в одних контекстах с шакти, в других с пракрити. Кроме того, начиная с самхит и брахман в Ведах процесс творения/проявления оказывается результатом союза бога с его супругой, которая воплощает в себе силу и творческую мощь мужского божества. В Упанишадах тот же процесс описывается с помощью философских категорий Бога-Абсолюта и его devātmaśakti, «силы божественной сущности» или же в других контекстах просто шакти как творческой мощи. В статье утверждается, что, несмотря на имеющиеся в Ведах предпосылки, тенденция деперсонификации исключала возможность формирования религиозно-мифологического образа, воплощающего в себе энергийный принцип. По этой причине для возникновения в индуизме образа Богини / Шакти решающим стало влияние неведийских традиций, в которых происходил обратный процесс: представления о безличной повсеместно присутствующей силе трансформировались в представления о персонализированном женском
божестве как средоточии силы. Соединившись с ранневедийскими представлениями о богинях как воплощениях силы мужских божеств, с одной стороны, и философским концептом шакти как космогонического аспекта Абсолюта в упанишадах, с другой, неведийские локальные образы богинь, воплощающих силу, оказались основным фактором, приведшим к формированию пуранического образа Великой Богини.
Ключевые слова
Полный текст:
PDFЛитература
Атхарваведа (Шаунака) : в 3-х тт. T. 2 : кн. VIII–XII / пер. с вед., вступ. ст., коммент. и прил. Т. Я. Елизаренковой. М. : Вост. лит., 2007. 293 с.
Бхагавадгита / Предисл. и пер. Б. Л. Смирнова. Спб. : «Кристалл», 2000 с.
Ригведа: в 3 т. / пер. Т. Я. Елизаренковой. М. : Наука, 1989–1999. 768 + 744 + 560 с.
Упанишады: в 3-х кн. / пер. с санскр., предисл. и комментарий А. Я. Сыркина. М. : Вост. лит., 1992. 240 + 336 + 256 с.
Хрущева П. В. Персонификации женской энергии // Зографский сборник. Вып. 5. Отв. ред. М. Ф. Альбедиль и Я. В. Васильков. СПб. : МАЭ РАН, 2016, с. 174–182.
Шатапатха-брахмана. Кн. 2. М. : Изд-во РГГУ, 2017. 224 с.
Das S.K. Śakti or Divine Power. Calcutta, 1934. 298 p.
Gonda J. Four Studies in the Language of the Veda. The Hague : Mouton, 1965. P. 119–194.
Goudriaan T. Maya Divine and human. Delhi : Motilal Banarsidass, 1978. 516 p.
Pintchman T. The Rise of the Goddess in the Hindu Tradition. Delhi : Indian books center, 1997. 288 р.
Ссылки
- На текущий момент ссылки отсутствуют.