Связь счастья, субъективного одиночества, индивидуализма и межличностных отношений у старшеклассников

Маргарита Евгеньевна Пермякова, Анастасия Геннадьевна Савченко, Ирина Анатольевна Ершова

Аннотация


В статье представлены результаты эмпирического исследования связи ощущения счастья с субъективным одиночеством, индивидуализмом/коллективизмом и удовлетворенностью межличностными отношениями у старшеклассников. В состав выборки (n = 120) вошли учащиеся суворовского военного училища и ученики гимназии в возрасте 16–17 лет. По выборке в целом установлено наличие отрицательной корреляции между ощущением счастья и уровнем субъективного одиночества. Выявлены положительные корреляции ощущения счастья с удовлетворенностью отношениями с семьей, друзьями и одноклассниками: связи со всеми тремя субъектами отношений выявлены у девушек; у юношей-гимназистов ощущение счастья связано только с удовлетворенностью отношениями с друзьями и одноклассниками; у юношей-суворовцев — только с отношениями с друзьями. Гипотеза о связи ощущения счастья с показателями коллективизма и индивидуализма не подтвердилась.


Ключевые слова


счастье; одиночество; индивидуализм; коллективизм; межличностные отношения; старшеклассники.

Полный текст:

PDF

Литература


Аргайл М. Психология счастья. СПб., 2003.

Бакалдин С. В. Одиночество и некоторые особенности развития и функционирования «Я» // Культурная жизнь Юга России. 2008. № 3 (28). С. 64–66.

Духновский С. В. Разработка методики «Определение социально-психологической дистанции в межличностных отношениях» // Вестн. Юж.-Урал. гос. ун-та. Сер. : Психология. 2012. № 19. С. 41–46.

Жарова Е. Н. «Индивидуализм–коллективизм» в ценностных ориентациях студенческой молодежи // Высшее образование в России. 2009. № 2. С. 132–137.

Крюкова Т. Л. Социокультурные синдромы коллективизм / индивидуализм как контекст совладания со стрессом у россиян // Вестн. Костром. гос. ун-та. Сер. : Педагогика. Психология. Социокинетика. 2013. Т. 19, № 4. С. 130–134.

Крюкова Т. Л. Когнитивная психология совладания с одиночеством // Вестн. Костром. гос. ун-та. Сер. : Педагогика. Психология. Социокинетика. 2013. Т. 19, № 2. С. 93–97.

Литвинова Н. Ю. Психологические факторы субъективного благополучия // Изв. Сарат. ун-та. Сер. : Акмеология образования. Психология развития. 2015. Т. 4, вып. 2 (14). С. 147–149.

Павлоцкая Я. И. Психологическое благополучие в контексте системы отношений личности // Теория и практика общественного развития. 2014. № 14. С. 28–31.

Пермякова М. Е., Муртазина М. А. Субъективное ощущение счастья у матерей и детей юношеского возраста // Изв. Урал. федер. ун-та. Сер. 1 : Проблемы образования, науки и культуры. 2016. Т. 147. № 1. С. 85–92.

Селигман М. Новая позитивная психология: научный взгляд на счастье и смысл жизни. М., 2006.

Смирнова А. О. Социальное одиночество: сущность, типы, причины, методы преодоления // Вестн. РГГУ. Сер. : Философия. Социология. Искусствоведение. 2010. №. 3 (46). С. 161–175.

Diener E. Happiness: The Science of Subjective well-being. 2015 (Diener Education Fund) [Electronic resource]. URL.: http://www.noba.to/modules/happiness-the-science-of-subjective-well-being (accessed: 11.11.2019).

Eddington N., Shuman R. Subjective well-being (happiness), continuing psychology education. 2006 [Electronic resource]. URL.: http://www.texcpe.com/html/pdf/can/CARNSWB.pdf (accessed: 20.11.2019).

Guerrier J. Kids Flourish with the Support of Family, Friends and Pets // Kids of the World : The Book / Viacom Global Insights. Published 7 Mart 2018 [Electronic resource]. URL.: https://insights.viacom.com/post/kids-flourish-with-the-support-of-family-friends-and-pets/ (accessed: 21.11.2019).

Kutsar D., Soo K., Strózik T. et al. Does the Realisation of Children’s Rights Determine Good Life in 8-Year-Olds’ Perspectives? A Comparison of Eight European Countries [Electronic resource] // Child Ind Res. 2019. Vol. 12, iss. 1. P. 161–183. URL.: https://doi.org/10.1007/s12187-017-9499-y (accessed: 15.08.2019).




DOI: https://doi.org/10.15826/izv1.2020.26.1.017

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.