Самореализация человека в возрасте поздней зрелости как предиктор обеспечения профессиональной успешности

Эвальд Фридрихович Зеер, Эльвира Эвальдовна Сыманюк

Аннотация


В статье рассматриваются социально-психологические и профессиональные особенности личности в возрасте поздней зрелости. На основе анализа социальной ситуации развития определяются основные противоречия развития, которые приобретают характер конфликтующей реальности между внешними и внутренними условиями самореализации. Переживание человеком завершения профессиональной деятельности порождает (нормативный) кризис утраты профессии и инициирует поиск путей (способов, стратегий) обеспечения своей состоятельности и профессиональной успешности. Взаимосвязь самореализации и профессиональной успешности обусловила актуальность данного исследования.
Введение. Конфликтующие реальности развития человека (людей) в возрасте поздней зрелости характеризуют социальную ситуацию развития, в качестве ведущей деятельности выступает социально-технологическая деятельность в различных отраслях экономики. Основные новообразования личности отражены в структурно-функциональной модели самореализации.
Целью исследования стало определение особенностей и закономерностей формирования самореализации человека, обеспечивающих его профессиональную успешность.
Объектом исследования выступил человек в возрасте поздней зрелости, а предметом — его самореализация в профессии.
Методологическим основанием исследования стали новая теоретико-прикладная дисциплина — психологика, парадигмальная установка постмодернизма, методологические подходы и принципы профессиологии, а также концепция профессионального становления личности.
Результаты исследования. Обобщение социальной ситуации развития в поздней зрелости отражено в эвристической модели самореализации личности в профессии, которая, в свою очередь, стала (выступила) основой проектирования структурно-функциональной модели самореализации, обеспечивающей профессиональную успешность субъекта поздней зрелости.
Реализация целевой установки исследования обусловила необходимость разработки дополнительной образовательной программы формирования профессиональной состоятельности человека предпенсионного возраста. Содержательный контент программы оформлен в блочно-модульном варианте, что позволяет конструировать различные индивидуально-ориентированные траектории обучения. Основной формой реализации программы является онлайн-обучение, основанное на использовании современных образовательных технологий.
Практическое значение представленных в статье положений и рекомендаций может быть использовано в работе служб развития персонала организации и предприятий, но главная их направленность — оказание помощи человеку в самореализации и достижении профессиональной успешности в ситуациях профессиональной трансформации экономики.


Ключевые слова


поздняя зрелость; самореализация; самоактуализация; конфликтующие реальности; самоопределение; профессиональная успешность

Полный текст:

PDF

Литература


Абульханова-Славская К. А. Стратегии жизни. М., 1991. 300 с.

Ананьев Б. Г. Избранные психологические труды : в 2 т. М., 1980. Т. 1. 232 с.

Ананьев Б. Г. Психология и проблемы человекознания. Москва ; Воронеж. 1996. 384 с.

Анцыферова Л. И. Личность в трудных жизненных ситуациях: переосмысливание, преобразования ситуации и психологическая защита // Психол. журн. 1994. № 1. С. 8–17.

Асмолов А. Г. Преадаптация к неопределенности как стратегия навигации развивающихся систем: маршруты эволюции // Вопр. психологии. 2017. № 4. С. 3–26.

Балтес П. Всевозрастной подход в психологии развития: исследование динамики подъемов и спадов на протяжение жизни // Психол. журн. 1994. Т. 15, №1. С. 16–28.

Берлуава Г. А. Методология современной психологии : монография. Москва ; Воронеж, 2009.

Деркач А. А., Сайко Э. В. Самореализация — основание акмеологического развития. Москва ; Воронеж, 2010.

Егорычева И. Д. Самореализация как деятельность (к постановке проблемы) // Мир психологии. 2005. № 3. С. 11–32.

Зеер Э. Ф. Психология профессионального развития : учеб. пособие. М., 2009.

Ильин Е. П. Психология взрослости. СПб., 2012. 544 с.

Исмагилова Ф.С. Опыт в нагрузку // Harvard Business Review. Россия. 2016. Март. С. 75–81.

Климов Е. А. Конфликтующие реальности в работе с людьми (психологический аспект). Москва ; Воронеж, 2001. 192 с.

Климов Е. А. Психология профессионала. М., 1996. 400 с.

Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения : учеб. пособие. Ростов н/Д, 1996. 512 с.

Клочко В. Е., Галажинский Э. В. Самореализация личности: системный взгляд. Томск, 1999. 154 с.

Крайг Г. Психология развития. СПб., 2005. 940 с.

Маркова А. Е. Психология профессионализма. М., 1996. 308 с.

Никифоров Г. С. Надежность профессиональной деятельности : монография. СПб., 1996. 175 с.

Нюттен Ж. Мотивация, действие и перспектива будущего / под ред. Д. А. Леонтьева. М., 2004. 608 с.

Петровский В. А. Семь пространств существования личности: формальные модели состоятельности // Мир психологии. 2009. № 1. С. 41.

Поваренков Ю. М. Психологическая концепция профессионального становления личности // Звезды ярославской психологии / под ред. В. В. Козлова. Ярославль, 2000. С. 145–218.

Психология человека от рождения до смерти / под ред. А. А. Реана. СПб., 2002. 656 с.

Рыльская Е. А. Типы жизнеспособности человека // Вестн. ЮУрГУ. 2009. № 30. С. 24–30.

Стернберг Р. Практический интеллект = Practical Intelligence in Everyday Life. СПб., 2002. 272 с. (Мастера психологии).

Толочек В. А. Современная психология труда : учеб. пособие. СПб., 2008. 432 с.

Фельдштейн Д. И. Проблемы развития личности в современных условиях // Мир психологии и психология в мире. 1995. № 3 (4). С. 7–15.

Цукерман Г. А. Психология саморазвития. М., 1995. 228 с.

Adler A. The practice and theory of Individual Psychology. L., 1924.

Argyle M. The social psychology of work. 2nd edn. Harmondsworth, 1989. 416 p.

Bandura A. Self-efficacy: Mechanism in human agency // American Psychologist. 1982. № 37 (2), Febr. P. 122–147.

Boudreau J. W., Boswell W. R., Judge T. A. Effects of personality on executive career success in the United States and Europe // J. of Vocational Behavior. 2001. Vol. 58. P. 53–81.

Maslow A. Motivation and personality. N. Y., 1970. 369 p.

Peck R. Psychological developments in the second half of life // Anderson J. E. (Ed.). Psychological aspects of aging. 1956. P. 42–53.

Rogers C. R. A theory of therapy, personality, and interpersonal relationships, as developed in the client-centered framework // Psychology: A study of a science. Vol. 3 : Formulations of the person and the social context. N. Y., 1959. P. 184–256.




DOI: https://doi.org/10.15826/izv1.2020.26.4.075

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.