Субъектный подход в компетентностной модели культурологического образования

Жанна Владимировна Уманская

Аннотация


В статье рассмотрена необходимость более широкого применения субъектного подхода в современном высшем образовании. На основе анализа данных психологических исследований определены понятия «личность», «субъект», «субъектность». Обосновано использование проектных заданий для реализации субъектного подхода, сформулированы требования к их разработке. Автор предлагает примеры проектных и проблемных задач для дисциплин учебного плана магистратуры по направлению «Культурология».

Ключевые слова


субъектный подход; личностно­ориентированное обучение; проектная деятель-ность; культурологическое образование

Полный текст:

PDF

Литература


Воронков Ю. С., Медведь А. Н., Уманская Ж. В. История и методология науки : учебник для бакалавров и магистров : акад. курс. М., 2016. 474 с.

История и теория культуры в современном образовательном пространстве : рабочие программы и дидактические материалы / авт.­-сост. Ж. В. Уманская. М., 2020. 80 с.

Как сделать образование двигателем социально­-экономического развития? / Я. И. Кузьминов, И. Д. Фрумин, П. С. Сорокин и др. ; под ред. Я. И. Кузьминова, И. Д. Фрумина, П. С. Сорокина. М., 2019. 284 с.

Кашкурцева А. П. Субъектная составляющая учебно­-профессиональной активности студентов на различных этапах обучения в техническом вузе : автореф. дис. … канд. психол. наук. Самара, 2009.

Новые педагогические и информационные технологии в системе образования : учеб. пособие для студентов пед. вузов и системы повышения квалификации пед. кадров / Е. С. Полат, М. Ю.

Бухаркина, М. В. Моисеева, А. Е. Петров. М., 2000. 272 с.

Орлов А. Б. Психология личности и сущности человека: парадигмы, проекции, практики : пособие для студентов психол. ф­-тов. М., 1995. 224 с.

Петровский В. А. Субъектность: новая парадигма в образовании // Психологическая наука и образование. 1996. № 3. С. 100–109.

Стахнева Л. А. Субъектный подход к проблеме развития личности и его значение для педагогической психологии : дис. … д-­ра психол. наук. Иркутск, 2005. 316 с.

Тумшайс О. С. Субъектность в системе психологических условий личностно­-профессионального развития студентов вуза : автореф. дис. … канд. психол. наук. М., 2006.

Уманская Ж. В. Методика преподавания развивающего курса истории науки как составляющей физико­-астрономического школьного образования : дис. … канд. пед. наук. М., 2000.

Уманская Ж. В. Телекоммуникационные проекты при изучении физики // Физика в системе современного образования (ФССО­05) : материалы Восьмой междунар. конф. СПб., 2005. С. 704–707.

Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования «магистратура» по направлению подготовки 51.04.01 «Культурология» : приказ Мин-­ва образования и науки РФ от 6 дек. 2017 г. № 1183.

Человек, субъект, личность в современной психологии : материалы Между-нар. конф., посвящ. 80­летию А. В. Брушлинского. Т. 1 / отв. ред. А. Л. Журавлев, Е. А. Сергиенко. М., 2013. 584 с.

Шилов Ю. Е. Развитие Я-­концепции студентов вуза в процессе профессионального становления : автореф. дис. … канд. психол. наук. Казань, 2006.

Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М., 1996. 340 с.




DOI: https://doi.org/10.15826/izv1.2021.27.3.065

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.