Изображения рыб на поливной керамике Сугдеи второй половины XIII – XIV в.

Vadim Vladislavovich Maiko

Аннотация


В статье впервые собрана информация, полученная за все годы раскопок средневековой Сугдеи, о поливной керамике, украшенной изображениями рыб. Согласно данным исследователей, анализировавших зооморфные сюжеты на поливной посуде Сугдеи византийского и золотоордынского времени, изображения птиц полностью преобладали, количество же изображений животных было минимальным. Изображения рыб встречаются более чем в четыре раза реже изображений птиц. Всего сугдейская коллекция, происходящая из раскопок на территории городища, насчитывает 10 экземпляров, четыре из которых являются предметами византийского импорта, а остальные – местного производства. Данная коллекция – одно из наиболее представительных собраний для полуострова. В нее не включены тарелки с изображением рыб итальянской группы graffita arcaica tirennica производства Савонны, найденные в ходе подводных исследований в бухте пос. Новый Свет. На территории городища Сугдеи такой тип тарелок пока не обнаружен. В рассматриваемой коллекции на одном фрагменте изображения птицы и рыбы совмещены. Археологические контексты анализируемых находок разнообразны: от закрытых комплексов второй половины XII в. до закрытых комплексов и стратиграфических горизонтов второй половины XIV в. Среди местной керамики предварительно выделено три сюжетные группы. Истоки изображений рыб на них, вероятнее всего, связаны с группой византийской керамики Fine Sgraffito Ware производства гончарных мастерских Халкиса.

Ключевые слова


Cредневековая Сугдея; поливная керамика XIII–XIV вв.; керамическое производство; византийский импорт; изображения рыб

Полный текст:

PDF

Литература


Avissar, M., & Stern, E. J. (2005). Pottery of the Crusader, Ayyubid, and Mamluk Periods in Israel. Jerusalem: Israel Antiquities Authority. https://doi.org/10.2307/j.ctt1fzhfd0

Fedorov-­Davydov, G. A. (1976). Iskusstvo kochevnikov i Zolotoi Ordy. Ocherki kul’tury i iskusstva narodov evraziiskikh stepei i zolotoordynskikh gorodov [The Art of Nomads and the Golden Horde. Essays on the Culture and Art of the Peoples of Eurasian Steppes and Golden Horde Towns]. Moscow: Iskusstvo.

Lisova, N. F. (2012). Ornament glazurovannoi posudy zolotoordynskikh gorodov Nizhnego Povolzh’ia [Ornament of Glazed Ware of the Golden Horde Towns in the Lower Volga Area]. Kazan: Institut istorii AN RT.

Majko, V. V., & Teslenko, I. B. (2020). Material’naia kul’tura vizantiiskoi Sugdei v XII – nachale XIII v. (k voprosu o khronologicheskikh indikatorakh) [Material Culture of Byzantine Sougdaia in the Twelfth and Early Thirteenth Centuries (On the Question of Chronological Indicators)]. Vestnik Volgogradskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya 4, Istoriya. Regionovedenie. Mezhdunarodnye otnosheniya, 25(6), 69–81. https://doi.org/10.15688/jvolsu4.2020.6.5

Maslovskij, A. N. (2006). Keramicheskii kompleks Azaka. Kratkaia kharakteristika [Ceramic Complex of Azak. Its Brief Description]. Istoriko-­arkheologicheskie issledovaniia v Azove i na Nizhnem Donu v 2004 godu, 21, 308–472.

Maslovskij, A. N. (2017). Vostochnokrymskii polivnoi import v zolotoordynskom Azake. Voprosy khronologii [East Crimean Glazed Ware Imports in the Golden Horde Azak. The Questions of Chronology]. In S. G. Bocharov (Ed.), Polivnaia keramika Sredizemnomor’ia i Prichernomor’ia 10th–18th vv. [Glazed Ware of the Mediterranean and the Black Sea Region from the Tenth to Eighteenth Centuries] (Vol. 2, pp. 455–489). Kazan: [s. n.]; Kishinev: Stratum Plus: Higher School of Anthropology Press.

Moisоva, E. D. (2022). Izobrazhenie ptits na polivnoi keramike proizvodstva Iugo-­Vostochnogo Kryma iz raskopok Azaka [Images of Birds on the Glazed Ware Produced in the South-­Eastern Crimea and Excavated at Azak]. Arkheologiia Evraziiskikh stepei, 4, 176–184.9.

Papanikola-­Bakirtzi, D. (1999). Byzantine Glazed Ceramics: The Art of Sgraffito. Athens: Archaeological Receipts Fund.

Parshina, E. A. (2015). “Dom sviashchennika” na uchastke antichnogo teatra v Khersonese [“Priest’s House” on the Site of the Ancient Theater in Chersonese]. Drevnyaia i srednevekovaia Tavrika. Arkheologicheskiy al’manakh, 33, 17–38.

Romanchuk, A. I., & Perevozchikov, V. I. (1990). Glazurovannaia keramika iz Azova (khersono-­azakskie paralleli v ornamentike) [Glazed Ware from Azov (Cherson – Azak Parallels in Ornamentation)]. Antichnaya drevnost’ i srednie veka, 25, 94–136.

Scovazzo, C. et al. (1995). Segesta nell’età Sveva. In C. A. Di Stefano, & A. Cadei (Ed.), Federico e la Sicilia. Dalla terra alla corona. Archeologia e architettura (Vol. 1, pp. 191–200). Palermo: Ediprint.

Sejdalieva, D. E. (2019). Izobrazhenie ptits na zolotoordynskoi keramike Solkhatskogo gorodishcha i okrugi [Image of Birds on the Golden Horde Pottery from the Settlement of Solkhat and Its Environs]. Materialy po arkheologii, istorii i etnografii Tavrii, 25, 335–362.

Teslenko, I. B. (2021). Keramika Kryma XV v. [The Pottery of the Fifteenth-­Century Crimea]. Kiev: IA NAN Ukrainy.

Teslenko, I. B., & Maiko, V. V. (2021). Krasnoglinianaia polivnaia keramika s izobrazheniiami ptits iz raskopok Sudaka (kollektsiia muzeia-­zapovednika “Sudakskaia krepost”) [Red Clay Glazed Ware with Images of Birds Excavated at Sudak (The Collection of the Museum Preserve of Sudak Fortress)]. Materialy po arkheologii, istorii i etnografii Tavrii, 26, 308–342.

Vroom, J. (2014). Human Representations on Medieval Cypriot Ceramics and Beyond the Enigma of Mysterious Figures Wrapped in Riddles. In D. Papanikola-­Bakirtzis, & N. Coureas (Eds.), Cypriot Medieval Ceramics (pp. 153–187). Nicosia: Cyprus Research Centre.

Waksman, S. Y., Teslenko, I., & Zelenko, S. (2009). Glazed Wares as Main Cargoes and Personal Belongings in the Novy Svet Shipwreck (13th c. AD, Crimea): A Diversity of Origins Investigated by Chemical Analysis. In Actas del VIII Congresso International de Ceramica Medieval (Vol. 2, pp. 851–856). Ciudad Real: [s. n.].

Yashaeva, T., Denisova, E., Ginkut, N., Zalesskaya, V., & Zhuravlev, D. (2011). Nasledie vizantiiskogo Khersona [The Legacy of Byzantine Cherson]. Sevastopol: Teleskop; Austin: Texas University Press.

Zalesskaya, V. N. (2011). Pamiatniki vizantiiskogo prikladnogo iskusstva. Vizantiiskaia keramika IX–XV vekov: katalog kollektsii [Monuments of Byzantine Applied Art. The Ninth to Fifteenth-­Century Byzantine Pottery: Catalog of the Collection]. St Petersburg: State Hermitage.




DOI: https://doi.org/10.15826/adsv.2022.50.014

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


© (website) Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина

E-mail: adsv-press@yandex.ru